"Если вы через месяц не можете вспомнить о чём шла речь на семинаре, но помните, что вам понравилось, значит, вас зацепили эмоциями, но не дали должного содержания".

Нижегородские предприниматели все чаще сетуют, что не получают от бизнес-образования, как распространенной в Нижнем Новгороде услуги, желаемой отдачи, разочаровываются в том, чтобы тратить время и деньги на собственное обучение и обучение персонала. В чем же причина их неудовлетворенности, непонимания? Ведь желание занимаются бизнесом, развить собственное предприятие и построить успешную карьеру у них есть. 

На мой взгляд, в основе этого разочарования лежит ряд причин. Конечно же, есть неквалифицированные бизнес-тренеры и слабые бизнес-школы – не без этого. Но вряд ли этот факт является истинным корнем проблемы. Трудно себе представить, чтобы человек, который много и активно учится, не встречал в своей жизни ни одного толкового бизнес-тренера или хорошей школы.

По-моему мнению, зачастую причина лежит совершенно в другом. Очень часто люди просто неграмотно планируют собственное обучение. Или же не понимают специфику различных форматов бизнес-образования – что можно ожидать от тех или иных программ и семинаров, а что нет.

Так, например, сегодня модно посещать различные короткие (1 – 2 дня) семинары и мастер-классы. По таким темам как стратегия, маркетинг, продажи, лидерство, мотивация персонала, менеджмент и т.п. Когда участники проходят обучение на таких семинарах в первый, второй, третий раз – люди, как правило, очень довольны. Они заряжаются энергией тренера, получают новые идеи. Но затем их энтузиазм значительно снижается. Почему так происходит?

Дело в том, что короткие семинары и мастер-классы в силу своего формата ограниченные по времени и с огромным числом участников (много десятков, даже сотен человек) в принципе не в состоянии предоставить участникам возможность получить новые навыки. В ходе участия в таких мероприятиях можно получить новые идеи. Но наработать новые навыки, т.е. повысить свой профессиональный уровень, как правило, невозможно. Ведь навыки – это способность применить новые знания в собственной практике, самостоятельно внедрить в свою деятельность новые управленческие инструменты и технологии. Сам формат коротких семинаров и мастер-классов не позволяет этого сделать. Навыки требуют отработки – это как в спорте. Ты должен лично вместе с тренером несколько раз повторить упражнение, прежде чем заучиваемые движения станут навыком. Иначе никак. Так и в бизнес-обучении: для получения профессиональных навыков каждый человек вместе с бизнес-тренером должен в ходе обучения сам отрабатывать новые инструменты и технологии применительно к своей собственной ситуации. Короткие семинары и мастер-классы, повторюсь, не в состоянии предоставить такой возможности в силу очевидных причин – там слишком много людей и слишком мало времени.

При этом отдельным вопросом стоит и то, как проводятся такие короткие семинары и мастер-классы. Не секрет, что ряд тренеров проводят такие семинары в нарочито ярком, экспрессивном, захватывающем стиле. Зачастую (но, разумеется, не всегда) это такой профессиональный трюк – тренер цепляет аудиторию на эмоции, чтобы замаскировать отсутствие глубокого содержания. По сути, семинар превращается в спектакль. Если вы, уважаемый читатель, подозреваете, что принимали участие в таком семинаре – проверить эффективность собственного обучения очень просто. Если вы через месяц не можете вспомнить о чём конкретно шла речь на семинаре, но отчётливо помните, что вам понравилось там находиться, значит, вас зацепили эмоциями, но не дали должного содержания. Недаром в психологии давно известно – с точки зрения воздействия на аудиторию неважно ЧТО ты говоришь, важно КАК ты говоришь… 

Соответственно, если стоит вопрос о необходимости получения профессиональных навыков для себя и своей команды, то нужно идти учиться на длительные программы по требуемой тематике (разумеется, длительность зависит от темы – но, в среднем, где-то от 3-х дней и более). Эти программы должны характеризоваться относительно небольшим количеством участников, чтобы каждый человек, который проходит обучение, имел возможность пользоваться персональным вниманием бизнес-тренера, задавать вопросы по своей индивидуальной ситуации и получать соответствующие ответы. При этом сказать однозначно, какой из форматов – короткие семинары или долгосрочные программы – более эффективен в плане получения новых идей, однозначно нельзя. На мой взгляд, все зависит от бизнес-тренера. Если тренер – опытный профессионал в своей области, неординарная личность, идеи вы получите в любом случае. Если же это человек недостаточно опытный или он не обладает необходимыми личными качествами, вы скорее всего не получите желаемого заряда идей.