Проблема крайне низкой производительности труда есть практически на каждом предприятии в России.

Наиболее очевидна она в крупных компаниях, где руководитель не может наблюдать за каждым работником, условно говоря, стоя с дубиной у него за спиной.

Если смотреть на уровень производительности труда в мировой экономике, который рассчитывается путем деления ВВП страны на количество людей трудоспособного возраста и число отработанных ими часов, то по итогам 2010 года Россия находится в этом рейтинге на 37-м месте. И это еще с учетом нефтяной трубы. Когда Россия присоединится к ВТО, сюда хлынет огромное количество более производительных иностранных предприятий, как это уже произошло на Украине.
И дело не только в системе стимулирования. Возьмем пример: продажник в компании получает часть зарплаты в виде оклада, часть – в виде процента от продаж. Казалось бы, он должен работать много и хорошо, чтобы зарабатывать как можно больше. Однако на определенном этапе он останавливается. Не помогают ни «митинги» для отдельно взятого сотрудника, ни финансовое стимулирование. Все аргументы сотрудника, почему он больше не работает, — это пыль. На самом деле реальная причина в том, что ему просто хватает. Его устраивает уровень зарплаты, которого он достиг, он перестал быть условно голодным, то есть зарабатывает чуть больше, чем люди его круга. Дальше в ход идут аргументы: «Зачем деньги, если их некогда тратить?», «Жизнь всего одна» и так далее.

В такой ситуации существует три варианта действий. Первый – уволить сотрудника и взять на его месте нового. Но он однозначно неэффективен. Второй очень любят наши руководители: сказать, что все русские – лодыри, пьяницы, работать никто не умеет, и с этим ничего не сделаешь. Однако не надо далеко ходить, чтоб найти в нашей истории период, когда те же самые русские люди работали много и хорошо. Это время с конца 50-х до середины 70-х, когда в СССР верили в строительство коммунизма. У людей была цель, к которой они стремились.

Основная проблема в том человеке, который руководит, если он не может дать своим сотрудникам цель. В ментальности немцев от рождения заложено понятие, обозначающее неопределенный по времени отрезок, в течение которого человек выполняет свою работу как можно лучше без понуканий сверху. У славян такого понятия нет, нам ближе достижение определенной цели. Задача руководителя предприятия – дать большинству ключевых сотрудников эту цель и объяснить, как к ней идти. Иначе, если люди не поймут, они не поверят.

Кроме того, русскому человеку нужен лидер, «царь-батюшка», ради которого он будет работать. А сейчас единицы руководителей работают над собой, чтобы стать мотиваторами для своих сотрудников.

Наконец, важна корпоративная культура. Ее суть в управлении не людьми, а их отношениями, в создании такой атмосферы на предприятии, чтобы людям хотелось работать и не возникало соблазна перейти в другую компанию.